Разглядываем картину «Одиссей в пещере Полифема» Якоба Йорданса в рубрике #Пушкинскийвдеталях. ➤ Йорданс обратился к античной теме. Прославленный герой древнегреческого эпоса Одиссей, ослепив одноглазого циклопа, великана Полифема, хитростью покидает его жилище. Он спрятал своих спутников под брюхом выходящих из пещеры баранов. ➤ Эта картина — «моделло», живописный образец, который изначально предназначался для воспроизведения в шпалере из серии «История Одиссея». ➤ Вскоре после создания работа вошла в состав собрания Питера Паувела Рубенса. Вероятно, она стала подарком Йорданса Рубенсу. Поэтому этот образ так и не был воплощен в ткацкой мастерской. Якоб Йорданс. Одиссей в пещере
#Письма. Цветаев -— Нечаеву-Мальцову 16 марта 1903 год, Рим. В общем и в частном чувствуется здесь так, словно это твой родной, близкий тебе город. Да и погода стоит безоблачная и очень теплая. В дальнейших моих сообщениях Вам позвольте держаться порядка музеев и галерей, избираемых для обозрения. Здесь я попал в близкую мне стихию – и дело подбора античных скульптур пойдет быстрее. Отливать многого специально для нас не придется, так как настоящее время – особенная эпоха устройства «гипсовых музеев» во всем цивилизованном мире, и потому существенно важное уже сформовано, формовщики Malpieri, Cherardi, Marsili, Padovelli, считающиеся главными в Риме, будут к нашим услугам. Зал Венеры Ми
«Необыкновенные приключения Димы и Саши в ночном Пушкинском» Каждый желающий сможет представить, что он путешествует по миру искусства в ночном музее. Художник Дмитрий Гутов прошел по знаковым точкам основной экспозиции Главного здания – по залам, посвященным искусству Древнего Египта, Древнего Ближнего Востока, византийскому искусству, искусству Голландии и другим. #МузейныйМир
Точное изображение действительности — признак недостаточности или, наоборот, самодостаточности искусства? Рассматривая голландский натюрморт XVII века, во второй лекции курса «Моментальная навек: фотография и музей объясняют друг друга» мы поговорим о том, что, с одной стороны, было принято противопоставлять отражение и ви́дение, а с другой — существовала традиция описывать познание как оптический процесс. Подробнее о курсе «Моментальная навек: фотография и музей объясняют друг друга»
Валентина Матвиенко: В мире культуры музеи занимают особое место — именно они сохраняют живую связь времён, историческую память и традиции нашего народа В своём поздравлении по случаю Международного дня музеев Председатель СФ заявила, что даже самый небольшой музей может предложить совершить путешествие в прошлое, прикоснуться к подлинным свидетельствам ярких и значимых событий, жизни и деятельности выдающихся соотечественников, испытать чувство гордости за великую Россию. «Сегодня, когда победы и достижения предшествующих поколений являются одним из мощных объединяющих факторов для всех россиян, это исключительно важно», — особо подчеркнула Спикер верхней палаты. Председатель СФ также от
950 — столько человек работает в Пушкинском музее и наших региональных филиалах (Томск, Екатеринбург, Калининград, Владикавказ, Нижний Новгород, Санкт-Петербург). «Мало-помалу Музей овладевал Вами, Вашими мыслями, интересами, Вашим временем и силами. Это прежде всего видел я — с глубокою радостию и все росшим во мне удивлением», — Иван Цветаев в 1901 году написал Юрию Нечаеву-Мальцову. Перечитывая эти строки, мы с такой же любовью продолжаем дело основателей Пушкинского музея. #Международныйденьмузеев
Рассматриваем модель Парфенона в Греческом дворике в рубрике #Пушкинскийвдеталях ➤Храм Афины Парфенос (Девы) построен по проекту архитекторов Иктина и Калликрата в 447 — 432 гг. до н. э. ➤Снаружи храм украшен метопами со сценами битв и скульптурными группами: на западном фронтоне — сцены спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой, на восточном — рождения Афины. ➤За колоннами шел ионический фриз, изображавший шествие афинян на празднике Великих Панафиней, с подношением богине нового пеплоса. ➤Внутри храма, кроме традиционных преддверия — пронаоса, собственно храма — целлы и «святая святых» — опистодома, было еще место предполагаемой работы избранных афинских мастериц по изготовлени
«Музей — это место, куда люди приходят жить. Это жизнь».
Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва в студии программы «Линия жизни».
Большое интервью выйдет сегодня на телеканале «Культура» в 19:45
Елизавета Лихачева считает, что базовые потребности человека - это искусство, религия, еда и сон. И шутит, что родилась и выросла в музее, поскольку всё детство проводила с мамой-искусствоведом. Однако только после тридцати она поступила в МГУ и с отличием окончила отделение теории и истории искусства. В 2006 году её пригласили в Музей архитектуры имени А.В. Щусева, а в 2017 году она стала его директором.
Лихачёва активно занималась популяризацией архитектуры, при её участии было реорганизовано экскурсионное направление, открыты лектории. В марте 2023 года по предложению Министерства культуры возглавила ГМИИ им. А.С. Пушкина. В студии программы «Линия жизни» - искусствовед Елизавета Лихачёв
«Прогулки с Пушкинским» — специально к лету запускаем формат пешеходных экскурсий. Они познакомят с архитектурой и историей окрестностей музея, а также с постоянной экспозицией Главного здания или Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Отправиться на прогулку с Пушкинским можно с июня по август, по четвергам (в 18:00) и субботам (в 13:00); продолжительность экскурсии – около 2 часов. Первая экскурсия – «Музейный городок» – пройдет 31 мая, в день рождения музея. Больше о «Прогулках с Пушкинским» можноузнать на сайте.
С сегодняшнего дня в Доме Гоголя открыт проект «Стежки и строчки»! Экспозиция реализована в рамках второго сезона «Искусство жить дома
https://livingwithart.ru/
» посвященного исследованию мемориальных пространств, — квартир, усадеб, домов, городских улиц — с помощью языка современного искусства. Художники-мастера декоративно-прикладного искусства обратились к необычному увлечению Гоголя — рукоделию. Пространство усадьбы наполнилось произведениями, выполненными в техниках ткачества, вышивки и шитья. Работы посвящены различным сюжетам из жизни Гоголя: увлечению гербарием, итальянским пейзажам и русской природе, творческому процессу и комедии «Ревизор». Соединение декоративно-прикладного искусства и экспозиции мемори