Произведение «Шинель» Николая Гоголя вошло в цикл его петербургских повестей. Главного героя, бедного чиновника Акакия Башмачкина, исследователи называют «маленьким человеком». О влиянии повести на литературу говорит фраза французского критика Эжена де Вогюэ «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», которую позже приписали Федору Достоевскому. Рассказываем, как создавалось произведение и как его трактовали в разные времена. В 1834 году в компании, где был Николай Гоголь, рассказали «канцелярский анекдот» — историю о небогатом чиновнике, который любил охоту. Он долго копил 200 рублей, сумму годового оклада для государственных служащих, чтобы купить ружье от знаменитой фирмы Лепажа. Когда чиновник нашел деньги и купил оружие, он отправился на охоту — и драгоценный предмет исчез из лодки. Герой анекдота после неудачной охоты слег, но его товарищи собрали деньги, купили и преподнесли ему новое ружье. Павел Анненков писал: «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». «Шинель» стала последним произведением Гоголя в форме повести — параллельно он писал поэму «Мертвые души», ездил на лечение за границу и прерывал работу над текстами. Цикл, в состав которого входила «Шинель», Николай Гоголь создавал с 1828 года, когда прибыл в Петербург, столицу Российской империи, из Полтавы. Писатель посвятил сборник произведений под названием «Петербургские повести» проблеме «маленького человека». Чтобы перенести идею из анекдота на бумагу, Гоголю потребовалось около пяти лет: он начал работать над повестью только в 1839 году и создал не меньше четырех ее редакций. Первую версию он продиктовал своему товарищу, историку, коллекционеру и издателю Михаилу Погодину в курортном городе Мариенбад в чешской области Богемия. Этот вариант текста был скорее забавным. С 1839 по 1841 год Гоголь трижды возвращался к тексту, но занимался им неохотно. Он несколько раз изменял детали: например, во второй версии героем стал Акакий Акакиевич Тышкевич, который потом превратился в Башмакевича. К третьей редакции автор нашел новую интонацию — более сентиментальную. А завершил «Шинель» Николай Гоголь только под давлением Погодина. Неизвестно, правили ли текст царские цензоры, через которых проходили все книги XIX века. В печать «Шинель» вышла три года спустя — и при этом не в составе сборника и не в литературном журнале, как это обычно бывало в начале XIX века, а в третьем томе прижизненного собрания сочинений. Его выпустила типография «А. Бородин и Ко». Действие происходит в столичном Петербурге. Герой повести, бедный немолодой чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, служил писарем в департаменте. Его жалованье было столь мало, что не позволяло никаких лишних расходов. Начальство и сослуживцы не замечали Башмачкина: первые не ценили, вторые использовали, например подкладывали для переписывания лишние документы. Акакий Акакиевич смиренно сносил пренебрежение и лишь иногда, когда его толкали, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Башмачкин любил свою работу, но умел только набело копировать чужой подготовленный текст. Однажды, когда начальник приказал чиновнику найти в документе ошибки и заменить заглавные буквы, герой не справился и попросил снова дать ему что-нибудь переписать. Башмачкин годами жил без семьи и приятелей, ничем не интересовался, только работал. Однажды он отправился к мастеру подлатать свою худую зимнюю шинель и узнал, что помочь с заплатками уже нельзя, нужно заказывать новую. Счет от портного в 150 рублей оказался неподъемным — столько чиновник получал почти за год. Вдвоем с мастером они доработали эскиз и сократили цену почти вдвое. Башмачкин начал копить, отказывал себе во всем. Новая шинель превратилась в его главную мечту. Когда герой собрал нужную сумму, он отправился к портному за заказом. На службе заметили приобретение, потребовали устроить по этому поводу вечер. Так как Башмачкин потратил все сбережения на работу мастера, нашли компромисс: один из сотрудников департамента пригласил всех к себе на именины, в другую часть Петербурга. Акакий Акакиевич и туда, и обратно отправился пешком. Когда он возвращался, на него напали бандиты и отняли новую шинель. Башмачкин попытался заявить в полицию, но делу не дали хода. Сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но герой нарвался лишь на грубость. Чиновник вновь начал носить свою старую холодную шинель, из-за чего вскоре простудился и умер. В департаменте его отсутствие заметили лишь через четыре дня после похорон. А вскоре в Петербурге появилось новое привидение. Оно подстерегало прохожих и без разбора сдирало с них шинели. Полиция на след выйти не смогла. Однажды духу попалось «значительное лицо» — призрак получил его шинель и исчез, а высокоранговый служащий стал намного скромнее и больше не оскорблял подчиненных. Героя «Шинели», петербургского чиновника низкого ранга, исследователи называют «маленьким человеком» — как и других героев цикла «Петербургские повести». Понятие ввел в обиход литературный критик 1830–40-х годов Виссарион Белинский. Он впервые применил этот термин к другим героям Гоголя за несколько лет до публикации «Шинели»: «Сделайся наш городничий генералом — и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. генералом», не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!.. тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека». «Маленьким человеком» называли героя простого происхождения, без связей и влияния, чья жизнь зависела от власть имущих. Таким стал и Акакий Акакиевич, титулярный советник — чиновник невысокого, IX ранга, у которого почти не было привилегий госслужащих. Обладатели этого чина приравнивались к армейским капитанам, не получали потомственное дворянство, в отличие от следующей ступени, коллежских асессоров. Чтобы сословие дворян не разрасталось, начальники часто останавливали продвижение титулярных советников, и тем приходилось довольствоваться небольшими должностями и скромным жалованьем. Когда «Шинель» вышла, многие современники Гоголя писали о сочувствии к главному герою и его судьбе — например, революционер Александр Герцен и литератор Николай Чернышевский. Упоминает ли Гоголь о каких-нибудь недостатках Акакия Акакиевича? …Беда его приписывается бесчувствию, пошлости, грубости людей, от которых зависит его судьба. <…> Но зато рассудите же, можно ли в самом деле пособить Акакию Акакиевичу. Разумеется, можно: назначить ему награду побольше обыкновенной, подарить ему шинеленку, когда старая стала слишком плоха. Это можно сделать. Но ведь это и делалось. Ведь начальник назначил ему награду больше той, на которую рассчитывал сам Акакий Акакиевич, и, без сомнения, гораздо больше той, какую в самом деле он заслужил. А сослуживцы хотели устроить подписку для покупки ему шинели. <…> Вы скажете, что все эти доброжелательства и милости не спасли Акакия Акакиевича ни от нищеты, ни от унижений, ни от жалкой смерти? — Разумеется, так, — но кто же в этом виноват? (Николай Чернышевский) Некоторые критики писали, что образ героя олицетворял пороки общества. Так, Аполлон Григорьев отмечал: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного». «Шинель» стала первой в ряду многих похожих произведений — среди них, например, «Бедные люди» Федора Достоевского. Его «маленький человек» — Макар Девушкин. В 1918 году повесть Гоголя пережила новое идейное рождение. Статья литературоведа Бориса Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» изменила взгляды исследователей на текст. Например, в своем анализе Эйхенбаум предположил, что основная мысль повести (сопереживание бедному чиновнику) и ее язык связаны. Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее… поводом для разработки комических приемов. <…> Основа гоголевского текста — сказ, что текст его слагается из живых речевых представлений и речевых эмоций. Более того: сказ этот имеет тенденцию… мимически и артикуляционно воспроизводить слова, и предложения выбираются и сцепляются не по принципу только логической речи, а больше по принципу речи выразительной, в которой особенная роль принадлежит артикуляции, мимике, звуковым жестам и т. д. (Борис Эйхенбаум). Поэтому автор по-разному строил предложения, старательно подбирал слова и даже сочетания звуков для яркого художественного эффекта: например, чтобы читатели услышали уличный шум или представили гримасу героя. Этот прием называется аллитерацией. Главного персонажа «Шинели» Акакия Акакиевича читатели слышали редко — он произносил лишь несколько фраз. В статье «Как сделана «Шинель» Эйхенбаум спорил с критиками XIX века, которые в первую очередь обращали внимание на сентиментальную, жалостливую интонацию Гоголя. Литературовед утверждал, что главное значение текста — именно в сочетании сочувствия и способности увидеть героя со стороны, со всеми его смешными и даже нелепыми, гротескными чертами. Писатель Владимир Набоков посвятил «Шинели» одну из своих лекций о русской литературе. Николая Гоголя он называл гением и потому странным человеком — «великая литература идет по краю иррационального». Сюжет произведения Набоков называл «чрезвычайно простым». Он считал, что повесть написана о том, как «бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель». Значимым текст, по мнению писателя, делали художественные решения и язык, благодаря которым «проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна». В финале, когда призрак отнял шинель у «значительного лица», а полицейские приняли за привидение вора, который забрал верхнюю одежду у Акакия Акакиевича Башмачкина, сюжет превратился в перевертыш: все герои занимали места, которые им не полагались, и так восстанавливалась справедливость. Набоков считал это главным достоинством произведения. Т. Боева
    8 комментариев
    93 класса
    Нижний текстурный пучок на основе локонов ✅
    2 комментария
    15 классов
    «Весьма ленив, работы не любит и предан пьянству...». Живучие мифы о русских, созданные иностранцами прошлого. Ещё Екатерина II сетовала на то, что «нет народа, о котором было выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как о народе русском». Огромная, далёкая и загадочная страна притягивала и пугала иностранцев, а их «записки» пестрели всевозможными домыслами, породившими невероятно живучие стереотипы. На рисунке путешественника, побывавшего в России в середине XIX века, пастухи гонят стадо медведей по деревенской улице, и до сих пор иностранные туристы расстраиваются, не встретив на улицах российских городов ни одного косолапого и узнав, что русские больше не раздувают самовар сапогом... В XV - XVII веках большинство путешественников прибывали в Россию из тёплых стран, так что первое, что их поражало — наши суровые зимы. «Мороз там настолько силён, что замерзает река!» — вполне правдиво писал венецианец Иосафат Барбаро. А вот его соотечественник Амброджо Контарини, гостивший в Москве в конце XV столетия, почему-то решил, что из-за холодов жизнь в России замирает, и люди по 9 месяцев в году вынуждены сидеть дома, чуть ли не впадая в спячку. Приезжавшие в Россию иностранцы отмечали, что здесь всегда холодно, а снег выпадает чуть ли не в сентябре и не сходит до мая месяца. Рассказывали про отмороженные носы, уши, руки и ноги. В реальности же в XVI и XVII веках в Голландии и Германии было холоднее, чем в Москве. На севере Франции температура опускалась зимой до -20°С не реже, чем в средней полосе России. Даже на юге Италии и Испании знали, что такое снег. Потеплело в Европе во второй половине XVIII века, когда закончился Малый ледниковый период. Не зря парижанка, любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрён, жившая в России в конце XVIII века, писала так: «Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию». Художница вспоминала и слова будущего императора Павла I, который во время путешествия по Франции говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его». Интересно, что в середине XX века американский рабочий Роберт Робинсон, проживший в Советском Союзе 14 лет, объяснил морозами странности национального характера. Робинсон полагал, что русские ведут себя непредсказуемо из-за «страшно холодных зим», а когда температура опускается до -30 °C, русские женщины плачут и раздражаются без видимых причин. ⠀ Плотно отобедать, потом три часа поспать, затем поужинать и снова на бок — так описывает распорядок дня «ленивых русских» в «Записках о Московии» французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, посетивший Россию в 1689 году. Одноимённый труд его коллеги, Сигизмунда Герберштейна, вышедший в середине XVI века, содержит похожие наблюдения: русские плохо работают, ведут себя безответственно и много пьют. ⠀ Того же мнения придерживается и Эрик Пальмквист Шведский, побывавший в России с посольством: «Русские обладают необыкновенной физической крепостью, очень способны к труду, но при этом крайне ленивы и охотнее всего предаются разгулу, до тех пор, пока нужда не заставит их взяться за дело». ⠀ На протяжении веков, даже в академических кругах, при разговоре о России иностранцы нередко использовали цитаты из труда «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского», написанного Якобом Маржеретом в начале XVII века. Этот французский офицер с 1600 по 1606 год служил вольнонаёмным телохранителем при дворе царя Бориса Годунова и тоже весьма нелестно высказался о характере русских: «...Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле...» ⠀ Но неужели действительно лень и беспробудное пьянство — давняя характерная черта русских? Историк М.Рюмин в своей книге «Россия и россияне глазами иностранцев» говорит о том, что при внимательном отношении к русскому мировоззрению иностранцы не учли и не увидели массу факторов, из-за чего миф о русской лени до сих пор на Западе считается чуть ли не аксиомой. «Суровые природные условия жизни и история, насыщенная частыми событиями, - пишет автор, - приучила русский народ, трудолюбивый по своей сути, к «стихийной» работе. Отсюда известная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У славянских народов во все века существует «горячая пора»: уборка урожая, сенокос, посев озимых, которые нужно осуществить как можно скорее, пока не ударил мороз. В остальное время, до следующей «горячей поры», можно и отдохнуть (именно это трудно понять европейцу, привыкшему к работе строго по расписанию). Но и тогда русский крестьянин не сидел без дела - после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Даже деревенские молодёжные посиделки неизменно совмещались с рукоделием. Образ Емели, лежащего на печи, за которого всё делается само собой, «по щучьему велению» — не от лени, а от постоянной работы, от мечты об отдыхе, это реакция на труд от зари до зари. Кстати, покажите мне хоть одну сказку любого народа, в которой герой хотел бы работать целый день. При этом у русских, в отличие от множества других народов, нет сказок с сюжетом «на халяву привалило богатство»; богатство в наших сказках всегда заслужено». ⠀ Что же касается мифа о русском пьянстве, то он оказался настолько сильным и живучим, что в него поверили даже сами россияне. Неслучайно наши сограждане считают, что русский человек пил всегда, а праздничное застолье называют национальной традицией. Но давайте обратимся к историческим фактам. ⠀ Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I - сына Дмитрия Донского (к тому времени «просвещённая» Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, водка поначалу не прижилась в народной среде, предпочитавшей традиционные медовуху и пиво. ⠀ К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царев кабак». Правда, поначалу крепость водки была совсем не такой как сейчас - всего 14 градусов. Отметим также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах, прозванных в народе кабаками. Благодаря чему, пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как «принимать на грудь» разрешалось только в самом кабаке. Таким образом, о том, чтобы пьянство вошло в привычку русского народа в те годы и речи быть не могло. ⠀ Данную привычку начал усиленно насаждать сначала великий Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в Европе), а затем и Екатерина Великая, которая, не мудрствуя лукаво, прямо заявила, что «пьяной Россией легче управлять». Кроме того, повсеместное насаждение кабаков велось в интересах пополнения царской казны, ведь каждый держатель кабака облагался соответствующим налогом. ⠀ Уже в те времена все лучшие умы России осознали, к чему ведёт такая политика, и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости, а апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт (!), прошедший в 32-х губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки. ⠀ Все эти усилия привели к некоторым ограничениям политики спаивания России при царе Александре III, но затем кривая потребления алкоголя вновь стала расти и к 1914 году достигла планки 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 11 литрами). При этом уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России. ⠀ Для более наглядной картины можно привести следующий факт: в так называемой «пьющей» России, всего 100 лет назад 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (то есть вообще ни разу в жизни не пробовавшими алкоголь)! С началом Первой мировой войны в России был объявлен «сухой закон», продержавшийся до 1925 года. Но и после этого никакого чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году русские едва дотянули до 1 литра алкоголя в год на душу населения, а в 1950 году этот показатель вырос до 1,85 литра. Что касается современности, то в рейтинге самые пьющие страны мира 2022 года Россия находится на 5 месте (после Франции, Чехии, Литвы и Беларуси). ⠀ Ещё один миф о России связан с нечистоплотностью - иностранцы уверяли, что русские редко моются. Так, в начале XVII века с лёгкой руки француза Жака Маржерета Россия считалась варварской страной, чуждой нормам гигиены: «Русские, даже дворяне, все поголовно косматы, немыты и неопрятны», — пишет он. И это при том, что русские мылись в бане как минимум дважды в неделю, а некоторые европейские монархи принимали ванну лишь дважды в жизни — сразу после рождения и непосредственно перед свадьбой. ⠀ Бани у славян были известны с самой глубокой древности. Ещё в VI веке византийский автор Маврикий отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнём, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребёнка на свет у древних славян сопровождалось мытьём и даже парением в бане. ⠀ В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича. А вот свидетельство арабского путешественника и учёного Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании бань в Древней Руси: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскалённый очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв. ⠀ В «цивилизованной» же Европе о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену не знали до XIII века, пока крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву - восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани искоренили как источник разврата. Церковь запретила бани и рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения Богу. Личная гигиена в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нём по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или её не было вовсе». При этом в Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьём. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине XV века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза - при рождении и перед свадьбой. ⠀ Пока Россия регулярно мылась, Европа изобретала всё более сильные духи, о чём рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались - изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. В книге «Верные, удобные и дешёвые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов, надо натираться духами. От запаха натёртого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение своё к запахам и возвращаются сосать тело с большим ещё ожесточением, нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе; россияне же не сталкивались с подобной проблемой, так как постоянно ходили в баню. Русские бани стали распространяться во всём мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге. Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня особенно стала распространяться в Германии. «Но мы, немцы, - пишет он, - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем её названия и редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». ⠀ Английский кораблестроитель Джон Перри, прибывший в Россию по приглашению Петра I, считал, что мрачные русские умеют радоваться только двум вещам — началу зимы и её окончанию: «Русские два раза в год, при перемене времени года, изъявляют свою радость: во-первых, когда выпадает на землю первый снег, и зима настолько установится, что является возможность в санях на лошадях переезжать через лёд. Другая пора бывает после того, как лёд начинает таять, становится опасен для переправы и, наконец, ломается на куски». И действительно, в отношении русских давным-давно сложился стереотип сурового, неулыбчивого народа. При этом у любого русского человека, что называется, «душа нараспашку». Открытость, готовность помочь, поделиться последним – положительные стороны национального характера. ⠀ «Русских можно противопоставить японцам и китайцам, - пишет автор книги «Россия и россияне глазами иностранцев» М.Рюмин. - Эти восточные народы очень «закрытые», сдержанные. Они не проявляют на публике своих истинных чувств и считают искренность чуть ли не дурным тоном. Зато всегда охотно улыбаются и стремятся быть приветливыми со всеми. Русские же со своей сердечностью и широтой души могли бы быть милейшими людьми на планете, но вот эта самая суровость и отталкивает многих иностранцев от общения с нами». Среди причин, повлиявших на формирование русского характера, в числе главных называют суровый климат и исторические события. В истории России было много моментов, когда приходилось бороться с внешним врагом. Тут сыграли свою роль и войны реальные, и напряженность в отношениях с другими государствами. Всегда был какой-то «враг», перед которым нельзя было выглядеть слабым, чтобы не потерять свою независимость и жизнь. Всегда приходилось скрывать своё добросердечие, чтобы враг чувствовал силу русского народа и боялся его. «Такие тяжёлые уроки, как войны, не проходят бесследно. Русский человек вынужденно стал суровым и сердитым. Сама история научила его этому», - заключает М.Рюмин.
    34 комментария
    339 классов
    31K комментария
    609 классов
    «Одинокая женщина ищет друга» Немолодая, еще красивая женщина приклеила очередное объявление на фонарном столбе и медленно удалялась, немного сутулясь. Ее хрупкая фигура уже слегка растворилась в летящих белых хлопьях, когда возле столба под тусклым фонарем остановилась тощая замерзающая огромная собака непонятного цвета и еще более непонятной породы. Она дрожала от холода и голода, глаза ее слезились. С трудом встав на задние лапы, собака прочитала объявление «Одинокая женщина ищет друга». «Это меня ищут — подумала собака. Ведь это я — настоящий друг, верный и преданный… И я должна быть там, где меня ждут…». Она сорвала бумагу зубами, и собрав свои последние силы, пошла по следам одинокой женщины, заносимых снегом и видимых только собаке. Холодный зимний день перешел в еще более холодную зимнюю ночь. Снег обжигал собачьи лапы, редкая шерсть промокла и покрылась ледяными корочками, глаза совсем закрывались от слепящего снега, сил не было, но собака, падая и вставая, шла и шла вперед на зов одинокой женщины, которая ищет друга… И, вот уже нет сил встать, ноги так ослабли, они не держат, и снег… снег, такой тяжелый и холодный… А в двух-трех шагах от свежего сугроба — высокий железный забор и за ним одинокая красивая женщина от предчувствия то ли счастья, то ли беды не может уснуть. Она выходит из теплого дома в домашнем халатике и легких туфельках, не чувствуя холода, она стоит за высоким забором и ждет этого счастья или несчастья. И вдруг рядом с ней небольшой сугроб начинает шевелиться и из-под снега появляется еле живое окоченевшее существо, в зубах у него крепко зажата какая-то бумажка, а в глазах столько преданности и любви… На скомканной бумаге еле виднелась надпись- «Одинокая женщина ищет друга»..... Осторожно, чтобы не навредить, женщина обняла замёрзшее существо, занесла в дом. Яндекс выдал телефон круглосуточной ветклиники, и срывающимся голосом женщина вызвала врача. К счастью, жизнь собаки была спасена, а импозантный врач назначил курс уколов и посоветовал хороший корм. А так как больше вызовов в тот вечер не было, согласился выпить чашечку чая с вкусным домашним печеньем, разговорились... Неженат, девушки не могли понять, почему он возится с собаками, а не бегает по клубам и не тащит в постель практиканток, не могли простить, что срывается в ночь чтобы, как пазл, кусочек за кусочком, сложить раздробленную лапу сбитому коту или помочь тяжело рожающей собаке. Да и неинтересно девушкам слушать про животных, им все больше драгоценности интересны, а не блеск в глазах благодарного существа. Женщина слушала и в глазах загорался огонёк. "А много у вас подопечных в клинике?" - спросила она. "Да, сезон праздников, много аварий, много отравлений, садистов тоже хватает... Через час ехать на перевязки и ставить системы, я сегодня дежурю" - "Можно, я с вами? Я помогу, я умею!" Через год в красивом маленьком домике жила счастливая семья с прекрасным, холёным псом, которая ждала пополнения,и в доме всегда вкусно пахло печеньем! __ Александра Миронова
    105 комментариев
    1.2K классов
    Taких кукoл в мaгазине нe кyпишь, лимитирoванная кoллекция 😀
    106 комментариев
    2.9K класса
    🔥 Преображение вслепую 👍
    5 комментариев
    48 классов
    Я вcё ждaла, покa пoдойдёт жeнщина и слoжит эту кoляску 😂
    194 комментария
    5.5K классов
    Ну, к такой воспитательнице детки всегда будут лететь 😍
    8 комментариев
    330 классов
    На самом деле, всё намного проще, чем вам кажется. Нам нужно несколько правил - и случится магия. 1. В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О: девчонка, речовка, мелочовка. 2. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется Ё: ночёвка - ночевать, тушёнка - тушить, сгущёнка - сгустить. 3. Важно отличать суффикс от корня. Например, в словах «бечёвка», «дешёвка» и «печёнка» Ё входит в корень, а не в суффикс. Тогда проверяем однокоренным словом с буквой Е: бечева, дешевизна, печень. 4. Если не получилось найти однокоренное слово с Е, значит, в корне будет писаться О: шов, чопорный, шорох. 5. Особое внимание к корням «жог/жёг». Здесь важно смотреть на часть речи, с которой мы имеем дело. Если перед нами существительное, то в нём будет писаться буква О: Я получил сильный ожог. Это был поджог. Если перед нами что-то, связанное с глаголом (глагол/причастие/деепричастие), значит, пишем Ё: Я сильно обжёг руку. Он поджёг стог сена. Русский язык(Грамотность)
    45 комментариев
    730 классов
u4imslova

Образование

  • Класс
u4imslova

Образование

Российские производители расширили ассортимент и увеличили объемы выпуска ветпрепаратов. Только в 2023 году в стране зарегистрировали 28 вакцин для животных, 31 антибиотик и 33 прочих ветеринарных препарата. А за первые месяцы 2024 года в России выпустили почти вдвое больше лекарств для животных, чем в прошлом. Также увеличились и объемы производства кормов для животных.
u4imslova

Образование

u4imslova

Образование

u4imslova

Образование

Произведение «Шинель» Николая Гоголя вошло в цикл его петербургских повестей. Главного героя, бедного чиновника Акакия Башмачкина, исследователи называют «маленьким человеком». О влиянии повести на литературу говорит фраза французского критика Эжена де Вогюэ «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», которую позже приписали Федору Достоевскому. Рассказываем, как создавалось произведение и как его трактовали в разные времена.
В 1834 году в компании, где был Николай Гоголь, рассказали «канцелярский анекдот» — историю о небогатом чиновнике, который любил охоту. Он долго копил 200 рублей, сумму годового оклада для государственных служащих, чтобы купить ружье от знаменитой фирмы Лепажа. Когда
u4imslova

Образование

В очередной раз мы возвращаемся к истокам и смотрим на случаи, где так хочется поставить запятую, ведь там есть пауза в речи и вообще! Но не надо. Русский язык не одобряет, и мы тоже.
Скажите пожалуйста. Очень часто выражение используется как междометие, а в междометиях запятые не нужны.
Скажите пожалуйста, какие все нервные!
Если же вы подразумеваете вежливую просьбу, а не тонну сарказма, то запятая нужна.
Скажите, пожалуйста, как пройти к метро?
Голодный как волк. Устойчивые выражения не любят запятые. И их таких много: белый как снег; бояться как огня; ждать как манны небесной; ясно как божий день и т.д.
Нашёл что сказать. Это синтаксически цельное словосочетание - т.е. законченный см
«Одинокая женщина ищет друга»
Немолодая, еще красивая женщина приклеила очередное объявление на фонарном столбе и медленно удалялась, немного сутулясь. Ее хрупкая фигура уже слегка растворилась в летящих белых хлопьях, когда возле столба под тусклым фонарем остановилась тощая замерзающая огромная собака непонятного цвета и еще более непонятной породы.
Она дрожала от холода и голода, глаза ее слезились. С трудом встав на задние лапы, собака прочитала объявление «Одинокая женщина ищет друга». «Это меня ищут — подумала собака. Ведь это я — настоящий друг, верный и преданный… И я должна быть там, где меня ждут…».
Она сорвала бумагу зубами, и собрав свои последние силы, пошла по следам одинокой ж
А весны осталось - на донышке,
Брудершафт уже не получится...
Одуванчиков рыжих солнышки
В парашюты пакуют лучики.
Было мартово да апрелево -
Жаль, тепла почти не прибавилось,
Хоть и молодо, хоть и зелено -
Календарь шелестит: отмаялась...
И весна, сбрызнув шлейф сиренями,
На каштанах задует свечечки -
И уйдёт...в предрассветной темени
В свет луны обернувши плечики.
А назавтра то, что посеяно,
Новый день отогреет ласкою -
И из тёплого майского семени
В мир проклюнется лето красное...
Ариша Сергеева
Сегодня мы расскажем, как правильно произносить это простое на первый взгляд слово, и вспомним правило о кратких причастиях.
Правильно: начатА
Это непростой пример, который регулярно попадает в задания по орфоэпическим нормам на ЕГЭ. Непростота его заключается в том, что ударение на последний слог ставится только в форме женского рода.
В форме мужского и среднего рода, а также во множественном числе ударение в этом кратком страдательном причастии падает на первый слог:
нАчат
нАчато
нАчаты
Этот пример — яркая иллюстрация непостоянства ударения в русском языке. «НачатА» — не единственное краткое причастие, ударение в котором в форме женского рода падает на последнюю гласную. Вот еще нескол
Показать ещё