«Весьма ленив, работы не любит и предан пьянству...». Живучие мифы о русских, созданные иностранцами прошлого.
Ещё Екатерина II сетовала на то, что «нет народа, о котором было выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как о народе русском». Огромная, далёкая и загадочная страна притягивала и пугала иностранцев, а их «записки» пестрели всевозможными домыслами, породившими невероятно живучие стереотипы. На рисунке путешественника, побывавшего в России в середине XIX века, пастухи гонят стадо медведей по деревенской улице, и до сих пор иностранные туристы расстраиваются, не встретив на улицах российских городов ни одного косолапого и узнав, что русские больше не раздувают самовар сапогом...
В XV - XVII веках большинство путешественников прибывали в Россию из тёплых стран, так что первое, что их поражало — наши суровые зимы. «Мороз там настолько силён, что замерзает река!» — вполне правдиво писал венецианец Иосафат Барбаро. А вот его соотечественник Амброджо Контарини, гостивший в Москве в конце XV столетия, почему-то решил, что из-за холодов жизнь в России замирает, и люди по 9 месяцев в году вынуждены сидеть дома, чуть ли не впадая в спячку.
Приезжавшие в Россию иностранцы отмечали, что здесь всегда холодно, а снег выпадает чуть ли не в сентябре и не сходит до мая месяца. Рассказывали про отмороженные носы, уши, руки и ноги. В реальности же в XVI и XVII веках в Голландии и Германии было холоднее, чем в Москве. На севере Франции температура опускалась зимой до -20°С не реже, чем в средней полосе России. Даже на юге Италии и Испании знали, что такое снег. Потеплело в Европе во второй половине XVIII века, когда закончился Малый ледниковый период. Не зря парижанка, любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрён, жившая в России в конце XVIII века, писала так: «Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию». Художница вспоминала и слова будущего императора Павла I, который во время путешествия по Франции говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его».
Интересно, что в середине XX века американский рабочий Роберт Робинсон, проживший в Советском Союзе 14 лет, объяснил морозами странности национального характера. Робинсон полагал, что русские ведут себя непредсказуемо из-за «страшно холодных зим», а когда температура опускается до -30 °C, русские женщины плачут и раздражаются без видимых причин.
⠀
Плотно отобедать, потом три часа поспать, затем поужинать и снова на бок — так описывает распорядок дня «ленивых русских» в «Записках о Московии» французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, посетивший Россию в 1689 году. Одноимённый труд его коллеги, Сигизмунда Герберштейна, вышедший в середине XVI века, содержит похожие наблюдения: русские плохо работают, ведут себя безответственно и много пьют.
⠀
Того же мнения придерживается и Эрик Пальмквист Шведский, побывавший в России с посольством: «Русские обладают необыкновенной физической крепостью, очень способны к труду, но при этом крайне ленивы и охотнее всего предаются разгулу, до тех пор, пока нужда не заставит их взяться за дело».
⠀
На протяжении веков, даже в академических кругах, при разговоре о России иностранцы нередко использовали цитаты из труда «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского», написанного Якобом Маржеретом в начале XVII века. Этот французский офицер с 1600 по 1606 год служил вольнонаёмным телохранителем при дворе царя Бориса Годунова и тоже весьма нелестно высказался о характере русских: «...Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле...»
⠀
Но неужели действительно лень и беспробудное пьянство — давняя характерная черта русских? Историк М.Рюмин в своей книге «Россия и россияне глазами иностранцев» говорит о том, что при внимательном отношении к русскому мировоззрению иностранцы не учли и не увидели массу факторов, из-за чего миф о русской лени до сих пор на Западе считается чуть ли не аксиомой.
«Суровые природные условия жизни и история, насыщенная частыми событиями, - пишет автор, - приучила русский народ, трудолюбивый по своей сути, к «стихийной» работе. Отсюда известная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У славянских народов во все века существует «горячая пора»: уборка урожая, сенокос, посев озимых, которые нужно осуществить как можно скорее, пока не ударил мороз. В остальное время, до следующей «горячей поры», можно и отдохнуть (именно это трудно понять европейцу, привыкшему к работе строго по расписанию). Но и тогда русский крестьянин не сидел без дела - после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Даже деревенские молодёжные посиделки неизменно совмещались с рукоделием. Образ Емели, лежащего на печи, за которого всё делается само собой, «по щучьему велению» — не от лени, а от постоянной работы, от мечты об отдыхе, это реакция на труд от зари до зари. Кстати, покажите мне хоть одну сказку любого народа, в которой герой хотел бы работать целый день. При этом у русских, в отличие от множества других народов, нет сказок с сюжетом «на халяву привалило богатство»; богатство в наших сказках всегда заслужено».
⠀
Что же касается мифа о русском пьянстве, то он оказался настолько сильным и живучим, что в него поверили даже сами россияне. Неслучайно наши сограждане считают, что русский человек пил всегда, а праздничное застолье называют национальной традицией. Но давайте обратимся к историческим фактам.
⠀
Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I - сына Дмитрия Донского (к тому времени «просвещённая» Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, водка поначалу не прижилась в народной среде, предпочитавшей традиционные медовуху и пиво.
⠀
К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царев кабак». Правда, поначалу крепость водки была совсем не такой как сейчас - всего 14 градусов. Отметим также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах, прозванных в народе кабаками. Благодаря чему, пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как «принимать на грудь» разрешалось только в самом кабаке. Таким образом, о том, чтобы пьянство вошло в привычку русского народа в те годы и речи быть не могло.
⠀
Данную привычку начал усиленно насаждать сначала великий Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в Европе), а затем и Екатерина Великая, которая, не мудрствуя лукаво, прямо заявила, что «пьяной Россией легче управлять».
Кроме того, повсеместное насаждение кабаков велось в интересах пополнения царской казны, ведь каждый держатель кабака облагался соответствующим налогом.
⠀
Уже в те времена все лучшие умы России осознали, к чему ведёт такая политика, и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости, а апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт (!), прошедший в 32-х губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки.
⠀
Все эти усилия привели к некоторым ограничениям политики спаивания России при царе Александре III, но затем кривая потребления алкоголя вновь стала расти и к 1914 году достигла планки 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 11 литрами). При этом уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России.
⠀
Для более наглядной картины можно привести следующий факт: в так называемой «пьющей» России, всего 100 лет назад 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (то есть вообще ни разу в жизни не пробовавшими алкоголь)!
С началом Первой мировой войны в России был объявлен «сухой закон», продержавшийся до 1925 года. Но и после этого никакого чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году русские едва дотянули до 1 литра алкоголя в год на душу населения, а в 1950 году этот показатель вырос до 1,85 литра. Что касается современности, то в рейтинге самые пьющие страны мира 2022 года Россия находится на 5 месте (после Франции, Чехии, Литвы и Беларуси).
⠀
Ещё один миф о России связан с нечистоплотностью - иностранцы уверяли, что русские редко моются. Так, в начале XVII века с лёгкой руки француза Жака Маржерета Россия считалась варварской страной, чуждой нормам гигиены: «Русские, даже дворяне, все поголовно косматы, немыты и неопрятны», — пишет он. И это при том, что русские мылись в бане как минимум дважды в неделю, а некоторые европейские монархи принимали ванну лишь дважды в жизни — сразу после рождения и непосредственно перед свадьбой.
⠀
Бани у славян были известны с самой глубокой древности. Ещё в VI веке византийский автор Маврикий отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнём, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребёнка на свет у древних славян сопровождалось мытьём и даже парением в бане.
⠀
В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича. А вот свидетельство арабского путешественника и учёного Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании бань в Древней Руси: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскалённый очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв.
⠀
В «цивилизованной» же Европе о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену не знали до XIII века, пока крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву - восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани искоренили как источник разврата. Церковь запретила бани и рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения Богу.
Личная гигиена в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нём по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или её не было вовсе». При этом в Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьём. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине XV века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза - при рождении и перед свадьбой.
⠀
Пока Россия регулярно мылась, Европа изобретала всё более сильные духи, о чём рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались - изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. В книге «Верные, удобные и дешёвые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов, надо натираться духами. От запаха натёртого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение своё к запахам и возвращаются сосать тело с большим ещё ожесточением, нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе; россияне же не сталкивались с подобной проблемой, так как постоянно ходили в баню.
Русские бани стали распространяться во всём мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге. Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня особенно стала распространяться в Германии. «Но мы, немцы, - пишет он, - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем её названия и редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».
⠀
Английский кораблестроитель Джон Перри, прибывший в Россию по приглашению Петра I, считал, что мрачные русские умеют радоваться только двум вещам — началу зимы и её окончанию: «Русские два раза в год, при перемене времени года, изъявляют свою радость: во-первых, когда выпадает на землю первый снег, и зима настолько установится, что является возможность в санях на лошадях переезжать через лёд. Другая пора бывает после того, как лёд начинает таять, становится опасен для переправы и, наконец, ломается на куски». И действительно, в отношении русских давным-давно сложился стереотип сурового, неулыбчивого народа. При этом у любого русского человека, что называется, «душа нараспашку». Открытость, готовность помочь, поделиться последним – положительные стороны национального характера.
⠀
«Русских можно противопоставить японцам и китайцам, - пишет автор книги «Россия и россияне глазами иностранцев» М.Рюмин. - Эти восточные народы очень «закрытые», сдержанные. Они не проявляют на публике своих истинных чувств и считают искренность чуть ли не дурным тоном. Зато всегда охотно улыбаются и стремятся быть приветливыми со всеми. Русские же со своей сердечностью и широтой души могли бы быть милейшими людьми на планете, но вот эта самая суровость и отталкивает многих иностранцев от общения с нами».
Среди причин, повлиявших на формирование русского характера, в числе главных называют суровый климат и исторические события. В истории России было много моментов, когда приходилось бороться с внешним врагом. Тут сыграли свою роль и войны реальные, и напряженность в отношениях с другими государствами. Всегда был какой-то «враг», перед которым нельзя было выглядеть слабым, чтобы не потерять свою независимость и жизнь. Всегда приходилось скрывать своё добросердечие, чтобы враг чувствовал силу русского народа и боялся его. «Такие тяжёлые уроки, как войны, не проходят бесследно. Русский человек вынужденно стал суровым и сердитым. Сама история научила его этому», - заключает М.Рюмин.